Форма входа | Приветствую Вас Гость
|
|
Гибель линкора Новороссийск
1955 год, 29 октября Севастополь. Взрыв на линкоре "Новороссийск".
В 1948 году Италия передала СССР часть своего военного флота, которая полагалась нашей стране по репарациям. Решение о разделе итальянского флота было принято в 1943 году на Тегеранской конференции. На долю СССР пришлись линейный корабль, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подводные лодки. 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора Советскому Союзу. 6 февраля над кораблем был поднят военно-морской флаг СССР, а 26 февраля линкор прибыл в Севастополь. Линкору присвоили название "Новороссийск". 28 октября 1955 года линкор совершил свой последний выход в море. Утром он снялся с бочек, вечером возвратился на базу. Перед входом от оперативного дежурного было получено приказание встать на швартовой бочке №3, принадлежавшей линкору "Севастополь".
В 18 часов корабль направился к указанному месту стоянки. При подходе к носовой бочке линкор, управляемый не очень опытным в швартовке капитаном, проскочил ее, чтобы сдержать энергию движения был отдан якорь, но несколько в стороне от обычного места. В дальнейшем положение корабля было выправлено и он встал на левый якорь. После швартовки на корабле были ужин, увольнение части экипажа на берег, развод наряда, баня и стирка. Сошел на берег и капитан 2-го ранга Г.Хоршудов - исполняющий обязанности командира. Перед ужином на корабль пришло пополнение - солдаты пехоты, переведенные на флот. Их переодели в матросскую рабочую форму, но оставили сапоги - обувь подобрать не успели. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.
29 октября в 1:30 в носовой части линкора глухо прогремел взрыв. Корпус содрогнулся от мощного удара. На всех палубах сразу же пропало освещение. Корабль погрузился в темноту, отключилась сигнализация и радиотрансляция. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, экипаж занял места по боевому расписанию, аварийные отряды приступили к локализации последствий взрыва. С берега прибыл исполняющий обязанности капитана корабля Г.Хоршудов. На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы с кораблей стали прибывать на Носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь и носовой швартов крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель. Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, Г.Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, которая из-за затопления носовой части стала собираться на юте и насчитывала несколько сотен человек, но получил отказ. Однако вскоре по линкору была отдана команда собраться на юте не занятым в борьбе за живучесть корабля людям. Вскоре на юте собралось до тысячи матросов. К линкору стали подходить плавсредства, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа. Корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт. Шеренги моряков покатились по палубе в воду. В 4:14 утра линкор лег на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали о себе весть моряки, не успевшие выбраться из отсеков.Спасатели судна Карабах вскрыли обшивку на корме судна и успели спасти через разрез семерых моряков. Из отверстия с нарастающей силой стал выходить воздух и корабль стал медленно погружаться. Попытки заварить проделанное отверстие ничего не дали и к утру 30 октября Новороссийск затонул. В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, находившиеся внутри корабля, пели "Варяг". После гибели корабля стало известно, что спасти линкор было нельзя, но можно было спасти многих людей. Вполне реально было задержать момент опрокидывания. Причиной трагедии стал, по одному из предположений, взрыв глубинной бомбы времен 2-й мировой войны, по другой - диверсионный акт итальянских боевых пловцов. Воронка на дне на месте взрыва эквивалентна заряду весом 1100 кг взрывчатки. Взрыв пробил весь многопалубный бронированный корпус линкора, образовав в нем огромный пролом. Все разрушения пришлись на носовую часть линкора, где в кубриках спали сотни матросов. По данным совета ветеранов линкора, погибло 608 человек. 5 июля 1999 года появился президентский указ № 871 о награждении экипажа «Новороссийска» (716 человек) государственными наградами, из них более 600 человек — посмертно. Сколько же для этого потребовалось усилий общественности, ветеранов-черноморцев! Но даже и после указа не все гладко. Самое парадоксальное — он был подписан под грифом «Для служебного пользования», а это значит, что ни одна газета и прочие СМИ не могут его обнародовать и потому многие, в том числе и новороссийцы, о нем не знают. Неоднократные обращения вдовы Гультяева Д.А., в местный военкомат также не принесли ни каких результатов. От неё там просто отмахнулись.
|
Категория: Так это было | Добавил: snowogeorgiewka (14.11.2008)
|
Просмотров: 3384
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
Сегодня | Лента дня:
Областные новости:
|
|