Наш край в далеком прошлом.
Наш край не всегда был таким, как сейчас. Миллионы лет на этом месте было огромное глубокое море, потом оно обмелело и отступило. 100 тысяч лет назад все пространство к северу от Тюмени покрывали тысячеметровые ледники. Льды растаяли, местность покрылась лесом, появились многочисленные озера, флора и фауна приняли современный вид. Мягкий климат, большие леса, плодородная почва создавали благоприятные условия для человеческого существования. О древних обитателях земли узнают по данным археологических раскопок, но на территории всей восточной части Курганской области не было ни одной археологической экспедиции. В 1987 году археологическая разведка Курганского областного краеведческого музея под руководством Н.Б.Виноградова открыла 5 памятников археологии на территории Петуховского района. Предварительно они отнесены к эпохе бронзы и раннему железному веку. Косвенно эти оценки подтверждаются раскопками Петропавловской экспедиции в Мамлютском и Пресновском районах.
1. Одиночный курган у озера Медвежье.
В 6 км севернее города Петухово, на возвышенности южного берега озера, на распаханном поле. Земляная насыпь размерами по основанию 30х33 м, высотой до 2,4 м у ее подножья.
Примерная датировка - ранний железный век.
2. Поселение Щекино-1.
В трех километрах к северо-востоку от села Рынки, на северо-западном берегу озера Щекино, в 1 км от бывшей д. Гренадеры. Включает два района распространения находок. Найдены фрагменты керамики раннего железного века (саргатская культура), несколько каменных предметов. Предварительная датировка - ранний железный век.
3. Одиночный курган у с. Матасы.
В 1,5 км западнее с. Матасы на господствующей возвышенности между озерами Горькое, Овсянкино, Матасенок и Матас, на небольшом пятачке, окруженном пашней. Размеры насыпи - 30х2,5 метра, высотой до 1,4 м. На ее вершине - братская могила времен гражданской войны. Предварительная датировка - ранний железный век.
4. Поселение Новогеоргиевка 2-я -1.
В 4 км южнее Н-Георгиевка 2-я, на площадке восточного берега озера Хохловатое на высоте 1,5-2,5 м от уровня воды. Площадка распахивается. С поверхности пашни получены 30 фрагментов сосудов эпохи бронзы (алакульская, черкаскульская, межовская культуры), обломки костей животных, кусок талька. Предварительная датировка - эпоха бронзы.
5. Поселение Большое Приютное -1.
В 1,5 км северо-западнее села Б-Приютное в юго-западной части перешейка между озерами Большие Сумки и Малые Сумки на высоте 2-4 м от уровня воды. Район распространения подъемных материалов – 6000 квадратных метров. Керамика из подъемных сборов и из шурфа определена как алакульская. Предварительная датировка - бронзовый век.
Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период примерно с 17 в. до н. э. до 8 в. до н. э. Алакульские же племена, названные по первому раскопанному могильнику у оз. Алакуль в Щучанском районе, обитали в нашем крае в XIV-XIII в.в. до н. э. Центр формирования их культуры находился в Северном Казахстане. Население занималось скотоводством и земледелием. Завершался переход к производящей форме хозяйства. В стадах в основном были коровы и быки, овец - меньше. Лошадей и собак использовали для пастушества. Разводить крупнорогатый скот можно только при оседлом образе жизни. Поэтому и посуда имела плоское дно. Из бронзы изготовляли двухлезвийные ножи, тесла, шилья, позже появились топоры, копья.
Алакульцы делали захоронения в неглубоких ямах, сооружая в них сруб из 2-3 венцов, перекрытый плахами. Около центрального погребения были захоронения рядовых соплеменников. Над могилой сооружали насыпь высотой не более 1 м. и диаметром 8-15 м. Умерших хоронили в слегка скрюченном состоянии на левом боку, кисти рук находились у лица.
Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной формы с двухскатной крышей размером 8 м на 15 м, сооруженные из жердей и бревен. В середине устанавливались два ряда столбов для опоры кровли. В центре поселений помещались очаги. Рядом находились хозяйственные ямы, погреба, колодцы. Поселения имели радиальную планировку. Место между двумя озерами с. Б-Приютного могло привлечь древние племена естественной защитой с трех сторон водоемами и ручьем, их соединяющим, а также возможностью без больших затрат времени вырыть ров с западной стороны.
Сравнение археологических находок с письменными источниками (ведическими текстами) и лингвистическим материалом позволило исследователям отнести алакульские племена к индоиранскому населению - арийцам. Здесь была их прародина, но во 11 тысячелетии до н.э. одна их часть захватила Индию, другая - Иран.
Поселение Щекино-I и курганы у оз. Медвежье и у с. Матасы относятся к раннему железному веку. В начале железного века происходит второе общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. По прошествии определенного времени начинается третье общественное разделение труда – торговля отделяется от ремесла. Саргатские племена занимали весь юг Западно-Сибирской равнины от границ тайги до казахстанских степей почти тысячелетие, с конца V в. до н.э. до V в н. э. Это было одно из самых сильных этнокультурных образований того времени в Евразии. В этот период изменился климат - стало холоднее.
Оставаясь по-прежнему в основном скотоводами и отчасти земледельцами, новые племена стали разводить лошадей и овец. Этих животных можно перегонять на большие расстояния, кочевать вместе с ними. Разводили и верблюдов. Охота и рыбалка играли значительную роль в хозяйстве. Саргатцы активно торговали с соседями и даже с народами Средней Азии.
Жилища строили из срубов и каркасов. Обычно они состояли из нескольких камер, соединенных коридорами, и достигали площади 100 м. Выход был через хозяйственные помещения, где размещался скот. Городища имели серьезные оборонительные сооружения. Погребальный обряд такой же, как у алакульцев, только труп укладывали на спине головой на север.
Саргатские племена также относились к иранскому этносу. Великое переселение народов и вовлечение в походы Гуннской орды знатных саргатских родов привело к запустению части южной лесостепи. Более тысячи лет в нашей местности никто не жил и лишь изредка забредали кочевники.
Топонимистические исследования позволяют предположить, что на территории нашего края жили представители финно-угорских народов - манси. Однако это требует более серьезного исследования.
Заселение края русскими и отношения с кочевыми народами.
Территории Приисетья, Среднего Притоболья и Нижнего Приишимья были включены в состав Российского государства летом 1586 г. в качестве южной части Сибирского царства. Завоевание Россией Сибирского царства поставило задачу обеспечения безопасности южной границы новых владений. В Дешт-и-Кипчак базировались Кучумовичи, основные соперники русской власти в Сибири. Их династические права находили признание у государств и кочевых племен - наследников монгольского мира.
К началу XVII в. были вытеснены из степей Зауралья калмыками. В ходе борьбы за лидерство внутри калмыцкого союза проигрывающая группа торгоутов совершила миграцию на запад. На протяжении 20-80-х гг. XVII в. калмыки были кочевыми соседями русских. Расширение калмыцких угодий сопровождалось борьбой с ногаями, киргизами и монголами, и, в конечном итоге, привело калмыков в состав России.
После ухода калмыков из зауральских степей на восток в Джунгарию и на запад на Волгу под натиском киргиз-кайсакских орд в 1690-е гг. мелкие отряды малых тайш и Кучумовичи постоянно совершали набеги на ясачных и служивых людей Сибири, в результате приведшие к свертыванию добычи ясака в регионе. Русская колонизация среднего Притоболья и нижнего Приишимья остановилась и в отдельных районах даже отступила.
В конце XVI в. киргиз-кайсаки (казахи) мигрировали из Дешт-и-Кипчак на юг, где им удалось установить свою власть над рядом городов по р. Сыр-Дарье. Это на долгое время исключило их соприкосновение с русскими. В конце XVII в. джунгары начали вытеснение киргиз-кайсаков из оазисов Средней Азии. Кочевые орды попытались компенсировать потери, понесенные в ходе серии войн с джунгурами, набегами на северные земледельческие общества. В 1690-е гг. отряды киргиз-кайсаков разгромили и разграбили несколько острогов, слобод и деревень на пространстве от Ишима до Чумлякской слободы.
В первой трети XVIII в. казахский натиск принял форму ежегодных набегов на выступающую к югу линию русских поселений. По неполным данным, кочевники захватили здесь до 1741 г. 820 человек, перебили 125 человек, отогнали тысячи лошадей и голов скота. Особенно опасным стало положение местного населения после подкочевки части казахских родов в 1718 г. на реку Ишим.
Окончательный разгром в 1723-1725 гг. киргиз-кайсаков джунгарами и бегство их из Туркестана привели к подкочевке к русскому Уралу и Зауралью десятков тысяч потерявших скот кочевников. Перекочевка вызвала многочисленные конфликты с русским населением за угодья южной части края. Вынужденное в этих условиях принятие в 1732 г. в урочище Акмола русского подданства Малой и частью Средней орд лишь на короткое время стабилизировало ситуацию на границе.
Начиная с 1743 г., киргиз-кайсаки организовали новую серию набегов на русскую территорию 3ауралья. Строительство Ново-Ишимской линии 1752-1755 гг. привело к частичному отчуждению занятых кочевниками земель и явилось источником новых конфликтов. В 1773-1775 гг. киргиз-кайсаки серией набегов на укрепления и прилинейное пространство попытались блокироватъ крепости Уйской и Новой линий, чтобы вызвать в них продовольственный кризис. Лишь в 1820-е гг. была ликвидирована военная опасность после действий правительства по установлению реальной власти в киргиз-кайсакских родах и переноса границы на юг.
Итак, пространство зауральских степей занимали друг за другом три кочевых этноса, возникших в результате распада империи монголов. В 80-е гг. XVI в. - 10-e гг. XVII в. это были ногаи, в 20-80-е гг. XVII в. - калмыки, а с 90-х гг. XVII в. - киргиз-кайсаки. Подкочевка этих групп в непосредственную близость русского пограничья объяснялась невозможностью для кочевников долговременно вести свое хозяйство вне налаженного обмена с земледельческими группами.
В целом, южная часть лесостепи была местом обитания двух мощных индоевропейских этносов: алакульцев и саргатов. В дальнейшем степь от Карпат до Тихого океана была «проходным двором». Киргиз-кайсакские племена в нашей местности никогда не жили.